Сайт Стариковой Елены Анатольевны

Семинар "Ох, уж эти сказки!"

 Цель: повышение педагогической компетентности воспитателей.  Показать приёмы работы со сказкой.

План проведения семинара-практикума:

1. Разминка. А знаете ли Вы сказки?

2. Сообщение воспитателя Стариковой Е.А. «Воспитательная роль сказки».

3. Творческий конкурс: «Сочини новое окончание сказки».

4. Игровые ситуации: «Красочный конкурс», «Загадки от Колобка», «Клубок сказок»

5. Подведение итогов семинара-практикума. Памятки для родителей.

 

Тема выступления: Воспитательная роль сказок.

Сказки можно смело назвать одним из наиболее эффективных средств воспитания ребенка. Ни для кого не секрет, что дети обучаются в игре, а сказка - это та же игра, только игра в воображении. Ребенка гораздо проще научить каким-то навыкам во время игры - так же и объяснить ему что-то намного проще с помощью сказок...

А потому, если взрослый желает обучить своего ребенка каким-то навыкам, воспитать в нем какие-то черты характера, привить чувство добра и зла, объяснить ему какие-то истины, поддержать малыша,- придется разбудить свою фантазию, напрячь память, вспомнив язык детства - сказку.

Почему именно сказки являются столь мощным инструментом для воспитания, обучения детей? Потому что дети мыслят образами. И лучшим способом преподать какие-то истины ребенку с помощью образов является именно сказка. Так, малыш, представляя для себя образы, начинает понимать внутренний мир героев, верить вместе с ними в то, что добро победит, сопереживать им. Помимо того, что сказка является просто приятным времяпрепровождением, она еще способна снять состояние тревоги, волнения у ребенка.

Кроме того, роль сказки можно рассматривать и в более широком аспекте - с помощью сказки возможно преодолеть негативные стороны личности, которая только начинает формироваться

Отмечая роль детских сказок в развитии малыша, стоит сказать о том, что сказки не только способны расширить словарный запас ребенка, но также помогают научиться правильно строить диалог с собеседником, а также помогают развивать логическую связную речь. Кстати, очень важно делать речь малыша красивой, образной, эмоциональной - и в этом также может помочь сказка. Помимо всего прочего, во время прочтения сказки у малыша формируется и закрепляется умение задавать вопросы.

Задача воспитания ребенка с помощью сказки является достаточно сложной. Необходимо учитывать, что каждый ребенок индивидуален и, соответственно, под его потребности, особенности, нужно выбирать те или иные сказки.

При этом стоит вспомнить, что в сказках содержится мудрость, накопленная многими поколениями. Сегодня очень модно упрекать сказки в ужасной реалистичности. Но при этом жестокие действия, описанные в сказках, ребенок воспринимает как образ. Однако, если малыш постоянно видит сцены насилия по телевизору, то воспринимать их образно в сказках он уже не сможет, а потому необходимо каждый раз разговаривать с ребенком, объясняя ему, что зло должно погибать.

Кстати, тот факт, что в сказках всегда побеждает именно добро, является одним из важнейших факторов в воспитании детей. Зная это, малыш будет больше уверен в своих силах и гораздо легче сможет справляться с жизненными трудностями, воспринимать какие-то неудачи. Разумеется, жизнь обязательно внесет свои коррективы, но подсознание будет бережно хранить первые уроки, которые человек, будучи ребенком, вынес из сказок.

Сказки являются отличным инструментом по воспитанию личности. При этом сказки развивают чувства, а не рассудок. Если во время прочтения сказок взрослый будет обращать внимание на любимых и нелюбимых ребенком сказочных персонажей, то возможно на раннем этапе выявить какие-то психологические проблемы малыша и, соответственно, устранить их на самой ранней стадии.

Фантазия ребенка может быть направлена как в положительное, так и в отрицательное русло - родители должны об этом помнить и контролировать мысли и фантазии ребенка, разговаривая с ним каждый раз после прочтения сказки. Начинать всегда лучше с волшебных сказок с простым сюжетом.

Материалы к проведению практикума.

Разминка «А знаете ли Вы сказки?»

Вопросы для разминки:

 

1. Какое сказочное животное не смогло пообедать у журавля и проучило Колобка за хвастовство?

2. Назовите часть женского наряда, в которой вмещается озёра, лебеди и другие элементы природной среды.

3. Какая швейная принадлежность может представлять смертельную опасность для сказочных долгожителей?

4. Кто исполнял все желания Емели?

5. Какая героиня владеет собственным летательным аппаратом?

6. Назовите место рождения Колобка.

7. Продолжите выражение: «Скоро сказка сказывается, да…»

8. Какими словами заканчиваются многие русские народные сказки?

Творческий конкурс «Сочини новое окончание сказки».

 

Для сказочного настроения, позволяющего вести глубокую, заинтересованную работу со сказками, необходим «разогрев». Чтобы разбудить ваше творчество, я предлагаю вам «поиграть» с простой, всеми хорошо известной русской народной сказкой

«Репка» - «Сочини новое окончание сказки»

Пример: «не смогли вытащить репку, побежали за крановщиком, приехал он на кране, подцепил репку и выдернул её, все остались довольны», «вытащив репку, бабка сварила из неё вкусную кашу и все вместе сели за стол, а мышке потом ещё дали кусочек с собой»

В сказке о репке говорится, о том, что стоит начать дело, и оно обязательно даст свои плоды. Это сказка о трудолюбии, но ещё и о взаимовыручке и силе единства. С любой работой можно справится сообща, причём помочь могут не только большие, но и даже такие маленькие, как мышка.

А знаете ли вы, что в древнем варианте этой сказки события разворачиваются несколько по-иному: «… Позвала жучка кошку. Тянут- потянут, вытянуть не могут. Утомились, пошли спать. А ночью пришла мышка и погрызла всю репку!».

И тогда уже смысл сказки в том, что всякое дело нужно доводить до конца.

(Далее воспитатели предлагают свои варианты окончания данной сказки)

Игровые ситуации

«Красочный конкурс»

Каждой команде предлагается плакат, на котором иллюстрации к сказкам. Команда должна исключить лишнюю сказку и обосновать свой выбор. (народные и авторские сказки).

Например: «Курочка Ряба», «Колобок», «Мойдодыр», «Приключения Буратино», «Чиполлино», «Золушка», «Волк и семеро козлят», «Айога», «Белоснежка», «Лиса – лапотница», «Теремок»

«Загадки от Колобка»

«Узнай сказку по её отрывку»:


1. Летела стрела и попала в болото,

А в этом болоте поймал её кто-то.

Кто, простившись с зелёной кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей?

2. Красна девица грустна –

Приближается весна.

Ей на солнце тяжко –

Слёзы льёт бедняжка

3.Он от бабушки ушёл,

И от дедушки ушёл,

Песни пел под синим небом,

Для лисы он стал обедом.

4. Нравом зол, цветом сер,

Семерых козлят он съел.

5. Бабушка за дедушку

Ухватилась крепко:

«Ох, никак не вытянуть,

Помогите, детки!»

Добрые помощники

Скоро набегут,

Победит упрямицу

Общий, дружный труд.

6. Сидит парень на печи,

Уплетает калачи,

Прокатился по деревне

И женился на царевне.

7.У Алёнушки сестрицы

Унесли братишку птицы,

Та с подружками играла,

Братца Ваню проморгала.

8. Миша по лесу идёт,

Короб на спине несёт –

Пироги для бабы с дедом

Внучка Маша напекла-

Несговорчивого Мишу

Вокруг пальца обвела!

9. Что за гостья в дом пришла

К трём лесным медведям?

Там поела, попила,

В трёх кроватях поспала,

А хозяева вернулись –

Еле ноги унесла!

10. Не послушался братишка

Старшую сестрицу

И попил из лужицы

Мутную водицу.

Много горя принесла

Им нечистая вода.


 

 

 

 

Угадайте, о ком, о чём идёт речь в этой сказке-загадке:

1. «Всю жизнь боялась кошек. Вот и в этот раз пришла: мурлычет, скребётся, мол, помоги. А чем я, маленькая, серенькая могу помочь кошке? Но вижу, не обманывает. Выбежала в поле, смотрю, действительно моя помощь нужна…»

2. «Я решил просто попутешествовать по свету и не знал, что всё так обернётся. Я думал, что все такие добрые, как мои бабушка и дедушка. Но оказалось, что в этом мире живут и злые, и жестокие, и хитрые…»

Памятка «Как поддержать у детей интерес к сказке?»

 

Читайте вслух с ребёнком не менее 15 минут в день. Заведите детскую библиотечку. При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку, прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги.

Вместе с ребёнком окунитесь в волшебный мир сказок, не только читая текст, но и рассматривая иллюстрации.

До и во время чтения книги объясните ребёнку значение трудных или незнакомых слов. Спросите, чем понравилась ребёнку книга, что нового из неё он узнал.

Попросите ребёнка рассказать о главном герое, событии. Поддерживайте стремление ребёнка рассказать знакомую сказку сестрёнке, бабушке, своей любимой игрушке.

Организуйте дома небольшой «уголок сказки». Примерный перечень игрушек: шапочки с изображением знакомых животных, настольный плоскостной театр, игрушки-персонажи для обыгрывания сюжетов книг.

Рекомендации для родителей:

 «Какие игровые приёмы со сказкой можно использовать в работе с детьми»

Игры со сказками по дороге домой или в детский сад:

 - «Отгадай название сказки»;

 - «Назови сказочного героя с необычным внешним обликом»;

 - «Что лишнее?».

Игры со сказками дома:

 - «Сочини новое окончание сказки»;

 - «Звукорежиссёры»;

 - «Пропущенный кадр».

Игры со сказками для разрешения конфликтной ситуации:

 - «Найди выход»;

 - «Новые сказки»;

 - «Сочини сказку».

Игры со сказками перед сном:

 - «Сказочная цепочка»;

 - «Встреча героев»;

 - «Пересказ сказки по первым слогам».

8 марта 2016 в 16:59

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.