Сайт Стариковой Елены Анатольевны

Использование палочек Кюизенера для развития логического мышления дошкольников

Сегодня я познакомлю вас с одним из интереснейших дидактических пособий, которое я использую в своей работедля развития математических и творческих способностей у детей дошкольного возраста  – это палочки Кюизенера, в  которые очень любят играть дети моей группы.  

Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.

Начинать работать с палочками Кюизенера  можно уже с раннего возраста.

Что входит в дидактическое пособие?

Пособие представляет собой комплект брусочков разных цветов и размеров, объединённых в группы. Каждая является параллелепипедом с поперечным сечением 1 кв. см и длиной от 1 до 10 см.

Эта комплектация — не случайность, а продуманное математическое множество: в нём каждый цвет и длина имеют соответствие определённому числу от единицы до десяти.

В состав классического варианта набора входит 241 элемент.

Какие задачи можно решить, используя данное пособие?

Познакомить детей  с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету).

Познакомить детей с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине).

Познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда осваивать прямой и обратный счет.

Познакомить детей с составом числа (из единиц и двух меньших чисел).

Помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания.

Научить детей делить целое на части и измерять объекты.

Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.).

Развивать логическое мышление, внимание, память.

Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Как работать с палочками Кюизенера?

Примерные задания для игры.

Существует множество вариантов упражнений для работы с палочками.

Все задания можно распределить по группам:

1. Группа

«Задания на ознакомление с палочками»

• Найди и покажи такую же палочку, как у меня;

• найди самую длину или короткую палочку;

2. Группа

«Задания на изучение цвета»

• Построй квадрат из красных палочек, а затем из голубых, какой больше?;

• выложи палочки по схеме: красная, желтая, красная, желтая;

• положите несколько палочек перед ребенком и через несколько секунд уберите одну, спросив, палочки какого цвета не хватает.

3. Группа

«Задания на измерение»

• Попросите ребенка найти любую палочку, короче синей, но длиннее желтой;

• из нескольких палочек нужно составить такую же по длине, как бордовая или оранжевая;

• с помощью любой палочки измеряйте длину карандаша, книги, ножку стола;

· сколько белых палочек уложится в синей палочке?

• с закрытыми глазами найди две одинаковые длинные, а затем и короткие палочки;

• постройте из палочек дорогу, заведомо пропуская палочки разного размера, и попросите ребенка заполнить пробелы.

4. Группа

«Задания на построение»

• Попросите ребенка построить предмет, используя шаблон.

Используя интернет ресурсы можно распечатать готовые схемы для игры из альбомов «Волшебные дорожки», «Посудная лавка», «На золотом крыльце», «Страна блоков и палочек», «Дом с колокольчиком»

5. Группа

«Задания на состав числа»

• Попросите ребенка найти большую палочку равную сумме двух маленьких;

· назовите число, а ребенку нужно будет найти соответствующую палочку (1 - белая, 2 - розовая и т.д.). И наоборот, вы показываете палочку, а ребенок называет нужное число. Тут же можно выкладывать карточки с изображенными на них точками или цифрами.

6. Группа

«Логические задания с палочками»

• Расположи палочки так, чтобы белая была между красной и синей, а синяя рядом с черной и т.д.

Счетные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

Давайте играть вместе!

ab4486a8b871988e4a2a16fb1beca88c.jpg

22 июня 2022 в 10:08

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.